НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

500 АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

17. Должен ли в организации заключаться коллективный договор?

 

Вопрос о заключении коллективного договора имеет два аспекта: 1) вступление в коллективные переговоры; 2) собственно заключение коллективного договора. Проявить инициативу о начале коллективных переговоров может любая из сторон. В то же время может сложиться ситуация, когда ни работники, ни работодатель не требуют проведения коллективных переговоров. Это вполне допустимая ситуация. В этом случае коллективный договор не заключается.

Если же одна из сторон проявила инициативу о проведении коллективных переговоров, другая обязана в 7-дневный срок вступить в них (ст. 36 ТК). В этом случае в течение 3 месяцев работодатель и представительный орган работников должны заключить коллективный договор на согласованных условиях, отразив несогласованные положения в протоколе разногласий (ст. 40 ТК).

Руководитель организации несет административную ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора в виде наложения административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.30 КоАП).

 

18. Как разрешаются разногласия, возникшие в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора?

 

В соответствии со ст. 40 ТК в случае возникновения разногласий в ходе коллективных переговоров их участники должны составить протокол разногласий.

Неурегулированные разногласия должны стать предметом коллективного трудового спора, который разрешается в примирительном порядке (ст. ст. 38, 398 - 418 ТК). В то же время для тех случаев, когда стороны не смогли достичь согласия в течение 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров, составление протокола разногласий может служить как предпосылкой возникновения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК), так и определенным этапом проведения коллективных переговоров (ст. 40 ТК). Иными словами, у сторон есть право выбора: начать примирительные процедуры путем создания примирительной комиссии (если работники или их представители выдвинут соответствующие требования, на которые работодатель ответит отказом) или продолжить коллективные переговоры, предметом которых будут выступать разногласия, зафиксированные в протоколе.

 

19. Какие условия можно включать в содержание коллективного договора?

 

При определении содержания коллективного договора действует общий принцип свободы сторон при определении круга обсуждаемых вопросов (ст. 24 ТК). Однако это не означает, что свобода сторон безгранична. Во-первых, стороны не могут обсуждать вопросы, отнесенные к ведению государственных органов власти, например установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядка приема на работу, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и др. (ст. 6 ТК). Во-вторых, содержание коллективного договора зависит от компетенции работодателя по установлению условий труда. В-третьих, коллективный договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ст. 9 ТК).

Примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в коллективном договоре, приведен в ст. 41 ТК. К ним относится установление:

формы, системы и размеров оплаты труда, механизма индексации заработной платы, стимулирующих выплат, доплат, правил оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т.п. (при этом необходимо учитывать компетенцию работодателя и положения ТК об оплате труда - ст. ст. 134, 135, 139, 143, 144, 147, 149, 152, 154, 158 ТК);

дополнительных гарантий занятости, в том числе условий увольнения работников по обстоятельствам, не связанным с виновным поведением работников, обеспечения переобучения работников и т.п.;

вида рабочего времени, его продолжительности, режима;

времени отдыха, включая перерывы, выходные дни, отпуска (основные и дополнительные), порядок их предоставления;

обязательств работодателя по обеспечению охраны труда и экологической безопасности;

дополнительных гарантий обеспечения трудовых прав и законных интересов работников при приватизации предприятия, его реорганизации, банкротстве и других обстоятельствах, которые могут повлечь неблагоприятные последствия для работников;

дополнительных гарантий и льгот для работников, включая дополнительное медицинское страхование (обслуживание), обеспечение жильем, выплату пособий, оплату лечения, оздоровления и отдыха работников и членов их семей, частичную или полную оплату питания работников;

правил осуществления сотрудничества работодателя и представительного органа работников (порядок проведения консультаций, получения информации, осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, обеспечение условий деятельности представительного органа работников и т.п.).

Этот перечень не является обязательным, он лишь дает представление о том, какие проблемы могут быть предметом обсуждения при заключении коллективного договора. Тем более он не является исчерпывающим - стороны могут определить другие актуальные в данной организации (у индивидуального предпринимателя) вопросы организации трудовой деятельности и охраны трудовых прав.

В коллективном договоре может быть предусмотрено и обязательство работников воздержаться от объявления забастовки в том случае, если работодатель выполняет условия коллективного договора.

 

20. Когда коллективный договор вступает в силу?

 

Статья 43 ТК предоставляет сторонам коллективного договора право выбора. Они могут установить, что коллективный договор вступает в действие со дня его подписания или с любого дня, специально оговоренного в самом договоре. Например, коллективный договор подписан 20 декабря 2003 г., однако в пункте о сроке его действия установлено, что он вступает в силу 1 января 2004 г. и действует до 31 декабря 2006 г.

Теоретически допустимо, чтобы дата вступления в силу коллективного договора была связана с наступлением определенного события, однако на практике такие случаи не встречаются.

Надо обратить внимание на то, что ни от каких иных обстоятельств, кроме соглашения сторон, дата вступления коллективного договора в силу не зависит. Например, нельзя ставить вступление договора в силу в зависимость от факта (и даты) прохождения уведомительной регистрации (ст. 50 ТК).

 

21. На каких работников распространяется действие коллективного договора?

 

Действие коллективного договора по кругу лиц определяется уровнем его заключения.

Коллективный договор, заключаемый работодателем и работниками организации, распространяется на всех работников организации независимо от членства в профсоюзе и других обстоятельств, в том числе режима работы, характера трудовой связи. В частности, коллективный договор распространяется на совместителей, надомников, работников, заключивших срочный трудовой договор, и т.п. Аналогично коллективный договор, заключенный в обособленном структурном подразделении, распространяется на всех работников соответствующего структурного подразделения.

Коллективный договор распространяется также на работников, поступивших на работу, после его заключения.

ТК не предусматривает специальных правил о действии коллективного договора в отношении руководителя организации. В связи с двойственным положением руководителя, который одновременно является работником и выступает представителем работодателя на коллективных переговорах, вопрос о распространении на него всех или некоторых положений коллективного договора должен решаться сторонами при заключении коллективного договора.

 

22. В каких организациях заключается коллективный договор?

 

Коллективный договор в соответствии со ст. 40 ТК может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах, иных обособленных структурных подразделениях. Это означает, что на практике могут существовать различные варианты заключения коллективного договора в зависимости от выбора сторон: а) коллективный договор заключается только в организации в целом; б) коллективный договор заключается в организации в целом и в обособленных структурных подразделениях; в) коллективный договор заключается в обособленных структурных подразделениях.

Заключение коллективного договора отдельно для центрального аппарата организации и обособленных структурных подразделений невозможно, поскольку центральный аппарат не обладает признаками обособленного подразделения. Хотя, надо признать, на практике такая модель получила определенное распространение.

Необходимость заключения коллективного договора в обособленном структурном подразделении возникает в силу того, что эти структурные подразделения находятся вне места нахождения юридического лица, имеют особенности в организации труда и т.п.

 

23. Кто выступает сторонами коллективного договора?

 

Сторонами коллективного договора в соответствии со ст. 40 ТК являются работодатель и работники. Стороны принимают на себя обязательства и пользуются определенными правами, предусмотренными коллективным договором.

Как правило, работодатель, заключающий коллективный договор, является юридическим лицом, хотя ТК допускает проведение коллективных переговоров и с индивидуальным предпринимателем (ст. 40 ТК).

Работодатель выступает стороной коллективного договора и в том случае, когда договор заключается в филиале или представительстве.

Работники как сторона коллективного договора могут выступать исключительно через своих представителей. Такими представителями закон признает первичную профсоюзную организацию или иных представителей, избираемых работниками (ст. 29 ТК).

Указанная норма должна применяться с учетом законодательства о профессиональных союзах и распространившейся практики создания профсоюза работников организации.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не дает определения понятия "профессиональный союз", хотя определяет такие термины, как "первичная профсоюзная организация", "общероссийский профсоюз" и др. (ст. 3 Закона). Таким образом, различие между первичной профсоюзной организацией какого-либо профсоюза и профессиональным союзом работников организации на законодательном уровне не определено.

Статья 4 Закона предусматривает, что права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий, а ст. 13 Закона предоставляет право на ведение коллективных переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников профсоюзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям и их органам.

Таким образом, надо признать, что интересы работников организации в системе социального партнерства может представлять как первичная профсоюзная организация, так и профсоюз работников организации.

В том случае, когда профсоюз (первичная профсоюзная организация) не создан или ни одна из профсоюзных организаций не объединяет большинство работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве, в соответствии со ст. 31 ТК на общем собрании (конференции) работников организации может быть избран иной представитель (представительный орган).

 

24. Что такое обособленное структурное подразделение, в котором может заключаться коллективный договор?

 

Действующее законодательство упоминает об обособленных структурных подразделениях в различных нормативных актах. Это ТК (ст. 40), НК (ст. 11) и ГК (ст. 55). При этом ГК и НК дают понятия обособленного структурного подразделения.

Обособленными структурными подразделениями организации признаются филиалы и представительства (ст. 55 ГК). Иных обособленных структурных подразделений гражданское законодательство не указывает, ТК также не содержит признаков такого подразделения. В связи с этим распространилось представление о том, что в сфере трудовых отношений применимо определение обособленного подразделения, данное в ст. 11 НК (любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места).

Использование в трудовом праве критериев обособленного структурного подразделения, выработанных налоговым законодательством, представляется ошибочным, поскольку ст. 11 НК подчеркивает, что понятия и термины, используемые в НК, имеют отраслевое значение и применяются "для целей настоящего Кодекса".

Трудовое законодательство должно либо выработать собственное представление об обособленном структурном подразделении (его признаках), которое учитывало бы специфику регулирования трудового и иных непосредственно связанных с ним отношений, либо базироваться на цивилистических представлениях, так как нормы гражданского законодательства о правовом положении юридических лиц имеют межотраслевое значение (в соответствии со ст. 2 ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, в том числе юридических лиц).

 

25. Кто выступает представителем работодателя при заключении коллективного договора?

 

В качестве представителя работодателя выступает, как правило, руководитель организации (ст. 20 ТК). Руководителем является единоличный исполнительный орган юридического лица.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет (а на практике чаще всего так и бывает), представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с некоторыми законами полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы управляющей организации или управляющему (ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 42 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности, прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 96, 126, 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Соответственно, внешний управляющий или конкурсный управляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

Статья 33 ТК предусматривает возможность передачи полномочий по представительству интересов работодателя в социальном партнерстве другим лицам, уполномоченным руководителем организации в соответствии с законодательством, учредительными документами либо локальным нормативным актом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем структурного подразделения или иным лицом.

Индивидуальный предприниматель участвует в системе социального партнерства самостоятельно, представитель ему не требуется. Однако в случае необходимости он может уполномочить на представительство своих интересов кого-либо из своих помощников, работников или специально приглашенного специалиста (ст. 33 ТК).

 

26. Какой орган представляет интересы работников при заключении коллективного договора, если в организации нет первичной профсоюзной организации?

 

В этом случае у работников существует возможность выбора: они могут создать профсоюз (первичную профсоюзную организацию) или избрать на общем собрании (конференции) непрофсоюзного представителя (представителей) либо представительный орган для ведения коллективных переговоров, участия в управлении организацией.

По смыслу ч. 1 ст. 31 ТК представителем работников при отсутствии первичной профсоюзной организации может выступать как представительный орган, так и специально избранные работники-представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов, видимо, достаточно избрания одного или нескольких представителей.

Непрофсоюзный представительный орган работников представляет интересы всех работников организации, действует на основе положения (устава), утвержденного общим собранием (конференцией), пользуется правами, предоставленными законодательством. В частности, имеет право участвовать в коллективных переговорах, заключать от имени работников коллективный договор, высказывать мнение при принятии локальных нормативных актов, получать информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, и т.п.

 

27. Каково правовое положение объединения работодателей?

 

Объединение работодателей выступает представителем работодателей - своих членов при участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях.

Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.), а также Федерального закона "Об объединениях работодателей".

Статья 3 указанного Закона признает объединение работодателей самостоятельной формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Будучи созданным для представительства интересов работодателей, объединение выступает представителем работодателей (ст. 33 ТК), а не стороной социального партнерства (ст. 25 ТК), т.е. от имени и в интересах стороны соглашения - работодателей - действует объединение, однако правовые последствия возникают для представляемых. Обязательства по обеспечению соответствующих условий труда, соблюдению социальных гарантий для работников несут работодатели, от имени которых заключено соглашение, у них возникают обязанности, связанные с действиями представителя (ст. 8 Федерального закона "Об объединениях работодателей"). Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей. Оно ответственно лишь за нарушение или невыполнение собственных обязательств, закрепленных соглашением (ст. 15 Закона).

Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 10 Закона). Как правило, объединения работодателей представляют собой организации, объединяющие юридических лиц, поэтому вопрос о приобретении прав юридического лица предрешен. Очевидно, в том случае, когда членами объединения работодателей выступают лишь физические лица, оно может не регистрироваться в качестве юридического лица, во всяком случае для участия в системе социального партнерства этого не требуется.

В системе социального партнерства объединение обладает широким кругом прав, которые условно можно разделить на две группы: 1) права общего характера, связанные с представительством работодателей в системе социального партнерства; 2) права, определяющие степень участия объединения работодателей в каждой форме социального партнерства (ст. 13 Закона).

К первой группе необходимо отнести прежде всего право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Полномочия второй группы носят более конкретный характер и касаются определенных форм социального партнерства.

Одним из важнейших прав организаций работодателей надо признать право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.

Участие объединения работодателей в коллективно-договорном процессе не может исчерпываться проявлением инициативы проведения коллективных переговоров. Оно выступает полноправным участником переговоров, т.е. имеет право:

наделять своих представителей полномочиями на их ведение (п. 5 ст. 13 Закона);

участвовать в формировании отраслевых комиссий для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (ст. 35 ТК);

получать необходимую для ведения коллективных переговоров и контроля за реализацией соглашений информацию от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 37 ТК, п. 9 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей");

приглашать специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК),

подписывать разработанное в ходе коллективных переговоров соглашение (ст. 47 ТК);

осуществлять контроль за его выполнением (ст. 51 ТК).

В ходе коллективных переговоров объединение работодателей несет и обязанности:

вступить в переговоры по требованию профессионального союза (объединения профсоюзов) (ст. 36 ТК);

вести коллективные переговоры в порядке, установленном федеральными законами (ст. 36 ТК, ст. 14 Федерального закона "Об объединениях работодателей");

не позднее 2 недель со дня получения запроса предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров, контроля за их выполнением (ст. 37 ТК, ст. 14 Федерального закона "Об объединениях работодателей");

оплачивать услуги приглашенных им специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК);

выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей (ст. 14 Закона);

в течение 7 дней со дня подписания направлять подписанные соглашения на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК).

Наряду с правом осуществлять коллективно-договорное регулирование трудовых отношений (проводить коллективные переговоры и заключать соглашения) объединения работодателей наделены полномочием участвовать в формировании и деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (п. 5 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей" объединения работодателей представляют интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора, формировании примирительных органов (примирительной комиссии и трудового арбитража) (ст. ст. 398 - 404 ТК).

В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей" объединения работодателей могут принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения. Это право основано на положениях Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии со ст. 20 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Членами таких комитетов наряду с представителями объединений профессиональных союзов и органов службы занятости являются объединения работодателей.

Последним правомочием объединений работодателей в системе социального партнерства является право представительства в органах управления государственных внебюджетных фондов. Причем ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей" подчеркивает, что объединения работодателей уравниваются в правах с профессиональными союзами и их объединениями, а также органами государственной власти. То есть управление фондами осуществляется на паритетной основе тремя участниками в соответствии с законодательством РФ.

 

28. Какие гарантии и компенсации предоставляются лицам, участвующим в коллективных переговорах?

 

Лица, участвующие в коллективных переговорах, в том числе эксперты, специалисты и посредники, пользуются следующими гарантиями:

1) на время переговоров, но на срок не более 3 месяцев, они освобождаются от основной работы,

2) на этот период сохраняется средний заработок,

3) компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах. Статья 39 ТК предусматривает сохранение места работы и среднего заработка на период не более 3 месяцев, т.е. предполагается, что коллективные переговоры должны быть проведены в этот срок и завершены подписанием коллективного договора или соглашения. Однако надо учитывать возможность более длительного проведения коллективных переговоров при разработке и заключении коллективного договора (см. ст. 40 ТК) или соглашения (см. ст. 47 ТК). Очевидно, в этом случае по соглашению сторон срок предоставления гарантий может быть продлен.

Компенсация затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, производится по соглашению сторон, поскольку законодательством не предусмотрены размеры и порядок такой компенсации.

На практике произведение затрат может быть необходимым, если коллективные переговоры проводятся в другом населенном пункте. Например, для заключения областного отраслевого соглашения представители территориального объединения профсоюзов должны приехать в областной центр. В указанном случае допустимо использование аналогии с командировкой. Очевидно, размер компенсации затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, не может быть меньше норм возмещения расходов работников, направляемых в командировку.

Оплата услуг экспертов, специалистов, посредников, которые оказывают сторонам содействие в согласовании условий и подготовке проекта коллективного договора, соглашения, производится представителями той стороны, которая пригласила их для участия в коллективных переговорах. По соглашению сторон, нашедшему отражение в коллективно-договорном акте, оплата услуг указанных участников переговоров может быть возложена на работодателя (объединение работодателей, иного представителя работодателей).

Для представителей работников установлены дополнительные гарантии, связанные с возможностью их преследования за осуществление представительских полномочий.

В период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка указанные действия должны быть согласованы с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах. Профсоюз (совет трудового коллектива, иной орган) должны дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу (в том числе и временный), увольнение работника по инициативе работодателя за исключением увольнения за виновное поведение (п. п. 5, 6, 7, 8, 11 ст. 81 ТК). При этом закон не подчеркивает необходимости обоснования отказа в даче согласия на увольнение представителя работников, однако надо учитывать общее правило, согласно которому мнение первичной профсоюзной организации (а равно иного представителя работников) должно быть мотивированным (ст. 82 ТК).

Кроме того, необходимо иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального суда города Кемерово", установившее, что "лишение работодателя возможности применить дисциплинарное взыскание к нарушителям трудовой дисциплины нарушает закрепленные в Конституции принципы равенства прав граждан (ч. ч. 1 и 2 ст. 19), представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 37, ч. ч. 1 и 2 ст. 38), нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям ст. ст. 8, 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции". Следовательно, сам факт наложения дисциплинарного взыскания без предварительного согласия органа, уполномочившего работников на участие в коллективных переговорах, не может служить основанием для признания такого взыскания незаконным и вынесения решения о его отмене.

 

29. Какое значение имеет регистрация коллективного договора?

 

Статья 50 ТК не определяет цели регистрации, однако подчеркивает, что она является уведомительной и не влияет на вступление коллективного договора в силу. Тем не менее при осуществлении регистрации соответствующий орган по труду должен выявлять условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщать об этом представителям сторон и в государственную инспекцию труда в соответствующем субъекте РФ (ч. 3 ст. 50 ТК). Надо отметить, что органы по труду не имеют права требовать от сторон внесения изменений в коллективный договор или отказать в его регистрации, они могут лишь проинформировать стороны о существующих противоречиях с законодательством. Стороны же вправе самостоятельно избрать один из следующих вариантов: внести исправления в коллективный договор; оставить коллективный договор без изменений, но не применять его положения, ухудшающие условия труда по сравнению с законодательством.

 

30. Кто несет ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, невыполнение условий коллективного договора?

 

При ответе на этот вопрос необходимо учитывать, что ст. ст. 54, 55 ТК, устанавливающие ответственность сторон социального партнерства, носят отсылочный характер. Конкретные составы соответствующих правонарушений (включая указание на субъектов) предусмотрены ст. ст. 5.28 - 5.31 КоАП. Указанные статьи предусматривают, что ответственность за нарушение требований ТК несет работодатель или лицо, его представляющее.

 

31. За какие правонарушения при осуществлении социального партнерства установлена административная ответственность?

 

Составы административных проступков (и санкции за их совершение) предусмотрены КоАП. При решении конкретных вопросов о привлечении того или иного работодателя (должностного лица) к административной ответственности применяются нормы административного, а не трудового законодательства (ст. ст. 54 - 55 ТК), которое, кстати, могло бы ограничиться более общей отсылкой.

Ответственности работодателей и лиц, их представляющих, посвящены ст. ст. 5.28 - 5.31, 5.38 КоАП. Надо обратить внимание на то, что круг правонарушений в сфере социального партнерства в соответствии с КоАП шире, чем это предусмотрено ТК. В частности, КоАП административная ответственность предусмотрена за:

уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28);

непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);

нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31).

Признается недопустимым со стороны работодателя воспрепятствование организации или проведению собрания, проводимого в соответствии с законодательством РФ, или участию в нем, например собрания по избранию непрофсоюзного представительного органа или по утверждению коллективного договора (ст. 5.38).

Работники также должны воздерживаться от принуждения к участию в собрании (ст. 5.38).

 

32. Какие документы могут быть приложением к коллективному договору?

 

Статья 41 ТК, определяющая содержание и структуру коллективного договора, не упоминает о приложениях к коллективному договору. Однако другие статьи ТК указывают на возможность (а иногда и обязательность) включения в коллективный договор приложений. Так, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Приведенная норма содержит внутреннее противоречие, а именно: правила внутреннего трудового распорядка одновременно являются и локальным нормативным актом, и приложением к коллективному договору. Это недопустимо, поскольку в соответствии со ст. ст. 8, 9 ТК эти акты существенно отличаются друг от друга. Поэтому на практике надо исходить из того, что правила либо утверждаются работодателем и существуют отдельно от коллективного договора, либо являются приложением к нему. Во втором случае правила не утверждаются работодателем, а выступают неотъемлемой частью коллективного договора и изменяются лишь в порядке коллективных переговоров.

В соответствии со ст. 103 ТК приложением к коллективному договору, как правило, являются и графики сменности. Норма о графиках сменности содержит то же противоречие, что и положение о правилах внутреннего трудового распорядка.

В качестве приложения к коллективному договору может быть оформлен перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК).

Нормы труда могут устанавливаться коллективным договором (ст. 159 ТК) и в этом случае могут быть оформлены как специальный раздел договора либо как приложение.

На практике в качестве приложения к коллективному договору оформляются положение об оплате труда, положения о различных видах премирования, положение об оказании работникам материальной помощи, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение о КТС и др.

 

33. В каком порядке проводятся коллективные переговоры по заключению коллективного договора?

 

Представители стороны, получившие уведомление о начале коллективных переговоров, должны в 7-дневный срок вступить в коллективные переговоры (ст. 36 ТК). Это, по существу, означает, что в указанный срок стороны должны создать комиссию для ведения коллективных переговоров, на которую возложена задача подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ч. 7 ст. 35 ТК).

Комиссия создается на равноправной основе из представителей работодателя и работников.

Руководитель организации по своему усмотрению определяет конкретные кандидатуры и полномочия должностных лиц, которых он направляет в комиссию по ведению коллективных переговоров.

Лица, представляющие интересы работников, избираются профсоюзным органом, иным представителем работников или единым представительным органом (ст. ст. 29 - 31, 37 ТК).

Порядок ведения коллективных переговоров: количество заседаний, их периодичность, последовательность обсуждения вопросов, порядок приглашения специалистов и экспертов, сроки и место проведения и т.д. (ст. 37 ТК), а также порядок утверждения коллективного договора (ст. 42 ТК) определяются комиссией.

 

34. В каких случаях создается единый представительный орган?

 

ТК предусматривает возможность создания единого представительного органа работников только при наличии в организации 2 или более первичных профсоюзных организаций (ст. 37 ТК). Такое решение принято по той причине, что только в этом случае одновременно существуют 2 (или более) представителя работников, обладающих равными правами на представительство их интересов.

Совет трудового коллектива (иной непрофсоюзный представительный орган работников) создается в том случае, когда в организации нет профсоюзной организации или она малочисленна и не уполномочена представлять интересы всех работников (ст. 31 ТК). В такой ситуации нет смысла создавать единый представительный орган, поскольку непрофсоюзный орган по смыслу ст. 31 представляет интересы всех работников организации.

 

35. Каковы обязанности работодателя в ходе коллективных переговоров по поводу заключения коллективного договора?

 

Обязанности работодателя в ходе коллективных переговоров по поводу заключения коллективного договора прямо предусмотрены ТК (ст. ст. 37, 39, 40). К ним относятся:

предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;

предоставление участникам переговоров установленных законодательством гарантий;

заключение коллективного договора на согласованных условиях.

Исходя из принципов социального партнерства и общих обязанностей работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников (ст. 32 ТК), можно полагать, что на работодателе лежит обязанность по организационно-техническому обеспечению проведения коллективных переговоров (предоставление помещения, письменное фиксирование договоренностей и т.п.), хотя прямо об этом в ТК не сказано. Это может быть оговорено в коллективном договоре или при создании комиссии по ведению коллективных переговоров.

Оплата услуг специалистов и экспертов может производиться работодателем, если: 1) они приглашены работодателем; 2) достигнуто соглашение о том, что оплачивать их услуги будет работодатель (ч. 2 ст. 39 ТК).

 

36. Каковы обязанности представителей работников в ходе коллективных переговоров?

 

Обязанности предоставлять информацию и не разглашать ставшие известными в ходе коллективных переговоров сведения, содержащие охраняемую законом тайну, прямо предусмотрены законом (ст. 37 ТК).

Обязанность возобновить трудовую деятельность после окончания коллективных переговоров вытекает из положений ст. 39 ТК и общих обязанностей работника, обусловленных заключенным трудовым договором (ст. ст. 21, 56 ТК).

Член представительного органа работников, участвующий в коллективных переговорах, освобождается от своей основной работы лишь на срок ведения коллективных переговоров.

Оплачивать услуги специалистов, экспертов и посредников представительный орган работников должен лишь в том случае, если не существует иных договоренностей с работодателем (ст. 39 ТК).

 

37. Каким образом утверждается коллективный договор?

 

ТК предоставляет сторонам право определить порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 42 ТК). Стороны самостоятельно могут определить, как они будут заключать коллективный договор: проводить общее собрание (конференцию), опрос работников, обсуждение по структурным подразделениям или подписывать коллективный договор в комиссии по ведению коллективных переговоров.


Контакты>>> Профсоюз НСБ>>> Устав профсоюза НСБ>>> Как вступить в профсоюз>>> Как создать профорганизацию>>> Документы для создания региональной организации>>> Новые задачи профсоюза>>> Нужен ли профсоюз негосударственной сфере безопасности?>>> Мотивация для вступления в профсоюз>>> 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Приглашаем к участию и совместной работе в Форуме негосударственных сфер безопасности «Безопасная с ...
Россия сможет гарантировать свою безопасность даже в случае выхода США из Договора о ракетах средней ...
Бойцы национальной гвардии России получили право составлять протоколы об административных правонаруш ...
Как обеспечить пожарную безопасность?
#Безопаснаястолица совместно #Антидилер и телеканалом #Россия1 провели рейд по пресечению незаконной ...

На днях в эфире Общественного телевидения России обсудили ситуацию с ростом уровня агрессии в мо ...
Основные цели Проекта:
- общественный контроль в сфере пожарной безопасности по направлениям обще ...
Кровавая трагедия в Керчи выявила две главных проблемы, от которых напрямую зависит безопасность дет ...
16 ноября в 19:00 для полиграфологов Мастер-класс «Предтестовая беседа – это 80% успеха»
Дорогие ...
Соблюдение требований пожарной безопасности на любом общественном объекте смогут контролировать все ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100