НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

13 января, 2018 | Олег КУЛАГИН

Ищите проблему! (13412)
организацияорганизационные проблемыдиагностикаформулированиеразрешение

Смысл и назначение организационной диагностики состоит в том, чтобы провести полную «инвентаризацию» накопившихся проблем и противоречий, выявить их причины и найти оптимальные точки развития, т.е. глубинные внутренние факторы, влияющие на решение всех или большинства проблем предприятия.

Что такое проблема? Организационная проблема существует при выполнении трех условий:

Во-первых, имеется устойчивое противоречие или разрыв между действительным и желаемым. В организациях подобные разрывы, свидетельствующие о наличии проблемы, возникают в оценках количественных и/или качественных показателей эффективности предприятия. Например, это могут быть расхождения между достигнутым и нормативным уровнем чистой прибыли, рентабельности инвестиций, объема продаж, текучести кадров, удовлетворенности клиентов, компетентности персонала и др.

Во-вторых, экспертам и руководителям организации не известны способы преодоления этого противоречия. Это означает, что истинные причины проблемы им достоверно не известны и требуют специальной диагностики. Например, удовлетворенность клиентов может упасть по разным причинам: из-за ухудшения качества продукции, падения уровня обслуживания, увеличения времени выполнения заказов, сужения ассортимента и др. Более того, действительная причина проблемы может вообще не осознаваться руководителями, поскольку она находится за пределами привычного для них круга факторов. Скажем, это могут быть некие стереотипы мышления или отсутствие в организационной культуре некоторых ключевых ценностей, например, качества, доверия или ориентации на клиента.

В-третьих, в организации существует лицо или группа лиц, обеспокоенных этим противоречием. Другими словами, выявленное расхождение кого-то волнует, и это лицо предпринимает определенные умственные или практические действия для его преодоления.

Исходя из своего опыта, перечислю наиболее типичные проблемы российских предприятий:

· Ухудшение финансовых показателей.

· Невыполнение планов продаж.

· Недовольные клиенты.

· Непредвиденные потери и убытки.

· Регулярные задержки в выполнении проектов и заказов клиентов.

· Высокая текучесть кадров.

· Низкая квалификация персонала.

· Неудовлетворительное качество продукции и услуг.

· Просроченные дебиторская и кредиторская задолженности.

· Низкая производительность труда.

· Межличностные конфликты.

· Снижение управляемости организации.

· Боязнь перемен, сопротивление изменениям.

· Автаркия и несогласованность действий подразделений.

· Демотивирующий стиль управления.

· Снижение удовлетворенности и лояльности персонала.

· Неликвидные запасы готовой продукции.

· Чрезмерные накладные расходы и др.

Как же проводится общая организационная диагностика? Для этого применяются специальные методы и процедуры. Наиболее информативный и мощный метод – диагностические интервью с руководителями и сотрудниками предприятия. В ходе интервью консультант с помощью проблемных и уточняющих вопросов управляет мышлением собеседника и ведет его от банальных жалоб (например, «мало платят!» или «теснота в производственных помещениях») к определению истинных проблем организации и выявлению их причин.

Диагностическое интервью – это доверительная беседа, совместное размышление, интеллектуальный и эмоциональный диалог консультанта и руководителя, приводящий к осознанию не только самих проблем, но часто и методов их решения. Помимо интервью в арсенале консультантов, проводящих диагностику, имеются и другие методы получения диагностической информации: встречи по сбору данных, анализ управленческой документации, диагностическое наблюдение.

Диагностическая информация, собранная с помощью указанных методов, проходит далее несколько этапов переработки:

1. формулирование и экспертная оценка организационных проблем.

2. логический анализ организационных проблем.

3. выявление корневых проблем организации.

4. определение оптимальных «точек развития» организации.

5. разработка детального плана организационных изменений.

Уже в процессе сбора информации возникает вопрос: как правильно формулировать проблемы организации?

Формулировки проблем – это утверждения, содержащие описание организационных явлений, которые оцениваются руководителями и сотрудниками как нежелательные для предприятия и/или имеющие негативное влияние на его функционирование и развитие. Например, уменьшаются рентабельность продаж и маржинальная прибыль компании;

работники предприятия испытывают дефицит признания и поощрений со стороны руководителей; рабочие в цехе ориентированы на зарплату за работу, а не за результат; у большинства сотрудников предприятия преобладает прохладное и равнодушное отношение к труду.

Если известна причина того или иного явления, то она может быть включена в формулировку проблемы. Это позволяет существенно сократить общий перечень проблем и упростить анализ проблемного поля организации. Например:

a) нерациональная организация труда в цехе отражается на объеме производства и сроках выполнения заказов;

b) боязнь личной ответственности и ошибки руководителей подразделений приводят к искажению информации, поступающей на верхний уровень управления;

c) монтажные участки испытывают нехватку инструментов, вследствие этого возникают простои, снижается производительность и оплата труда;

d) практика штрафов и взысканий демотивирует работников, снижает их лояльность, ухудшает социально-психологический климат в коллективе;

e) происходят задержки в предоставлении документов с монтажных участков, отчего возникают «сбои» в поставках, и увеличивается время подготовки производства.

Все выявленные организационные проблемы проходят тщательную экспертную оценку со стороны ключевых руководителей и сотрудников предприятия. В результате из общего списка исключаются формулировки проблем, которые, по мнению экспертов, излишне жесткие или просто-напросто не соответствуют действительности. При этом некоторые проблемы могут быть уточнены и выражены в более мягких формулировках.

Оставшиеся в списке проблемы подвергаются более тонкому логическому анализу. Предварительно для удобства и облегчения анализа все проблемы могут быть классифицированы и разделены на определенные группы. Например, подбор и текучесть кадров, маркетинг и продажи, организация производства, мотивация и стимулирование труда, стиль управления и др. Конечный результат логического анализа – построение проблемного поля организации. Проблемное поле включает в себя не только формулировки выявленных проблем, но и причинно-следственные связи между ними.

Не секрет, что все организационные проблемы логически взаимосвязаны. Решение любой проблемы прямо или косвенно влияет на решение множества других проблем. Цель диагностики состоит в том, чтобы на основе анализа проблемного поля обнаружить корневые проблемы, решение которых полностью устраняет или хотя бы ослабляет все остальные проблемы предприятия. Стало быть, способы решения корневых проблем – это и есть оптимальные точки развития, в которых необходимо энергично и концентрированно воздействовать на организацию с целью ее «лечения» и преобразования.

В соответствии с терминологией теории ограниченийкорневые проблемы – это истинные причины организационных проблем, воспринимаемых руководителями как нежелательные явления. К нежелательным явлениям относятся явные проблемы организации, например, сокращение объема продаж или клиентской базы предприятия, уменьшение чистой прибыли, увеличение производственных потерь и др. Факты возникновения таких проблем, как правило, очевидны или легко регистрируются с помощью систем бухгалтерского и управленческого учета. Однако, чтобы добраться до их истинных причин, необходимо выявить непосредственные причины нежелательных явлений, определить причины этих причин и далее, действуя таким же образом, провести полный и глубокий логический анализ всех проблем организации. В итоге все проблемное поле может быть разделено на три уровня.

kulagin.jpg

В дальнейшем на основе анализа проблемного поля формулируются локальные и системные решения выявленных организационных проблем.

Вывод. Общая диагностика предприятия направлена на определение всего комплекса организационных проблем и выявление их причин. Это главное. Вместе с тем, диагностика позволяет получить ряд важных дополнительных результатов. К ним относятся: новая ценная информация о состоянии организации; «размораживание» организации, снижение сопротивления переменам, запуск процесса организационных изменений; повышение управленческой квалификации руководителей, переосмысление собственного управленческого опыта, ошибок и достижений; практические рекомендаций по развитию компании, детальный план организационных изменений. Общая диагностика предприятия служит мощным инструментом организационного развития и формирует основу для принятия важных стратегических решений и преобразования организации.

 


Комментарии

05 апреля 2012
Ali
It's good to get a fresh way of looknig at it.

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Безопасность бизнеса
03 апреля, 2013 | Андрей КАРЕЛИН
Безопасность бизнеса | Технологии управления негосударственными предприятиями безопасности Технологии управления негосударственными предприятиями безопасности (16753)

До сих пор на многих предприятиях отсутствует механизм планирования и бюджетирования, нет прозрачной системы учета затрат. Отсутствие четкой структуры управления подразделениями предприятия приводит к принятию неверных управленческих реш ...

 
 
Территория Жизни
13 февраля, 2017 | Сергей КАШУРНИКОВ, Екатерина СОЛОВКИНА
Территория Жизни | Внедрение принципов одновременности четырех ролей и шести уровней в модель управления рисками COSOERM Внедрение принципов одновременности четырех ролей и шести уровней в модель управления рисками COSOERM (4010)
Статья посвящена поиску путей повышения экономической безопасности хозяйствующих субъектов путем совершенствования моделей управления рисками. Цель статьи заключается в формировании предложений по совершенствованию модели COSOERMс помощью внедрения п ...
 
 
Обзоры
18 мая, 2017 | КС НСБ РФ
Обзоры | Интеграция НСБ в систему АПК «Безопасный город» Интеграция НСБ в систему АПК «Безопасный город» (4228)
16 мая 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась практическая конференции на тему: «Актуальные вопросы интеграции негосударственных структур безопасности (НСБ) в систему Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город».
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Друзья!
В четверг 19 июля в 13:00 планируется семинар в избирательном Штабе С. С. Собянина по те ...

Положение о проведении 11-х международных состязаний.
г. Москва, 2018
https://www.yo ...
Плюсы и минусы перехода от долевого строительства к проектному финансированию обсудили в рамках круг ...
Обвинения британских следователей в том, что Скрипалей могли отравить сотрудники Главного управления ...
Обеспечение безопасности в торгово-развлекательных центрах: проблемы и решения
https://youtu.be ...
Не так давно в Центробанк обратились с инициативой печатать на российских деньгах портреты выдающихс ...
Ежегодно c 2007 года 18 июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник — День создания орг ...
Граждане с судимостью и должностные лица, уволенные в связи с утратой доверия, не смогут принимать у ...
1 июля импортеры табачной продукции смогли подключиться к эксперименту по маркировке сигарет – это д ...

Так уж сложилось в истории современной России, что все мы живем и работаем по правилам рыночной ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100